АФИНА (др.-греч. Ἀθηνᾶ) была великой олимпийской богиней мудрого
совещания, войны, защиты городов, героической попытки, переплетения, глиняной
посуды и других ремесел. Она была изображена коронованная украшенным гребнем,
вооруженной щитом и копьем, и носившей эгейский плащ, обернутый вокруг ее груди
и руки, украшенной чудовищной головой Горгоны (Gorgon).
Афина (Athеnе или Athеna), одно из великих божеств
греков. Гомер называет ее дочерью Зевса, без любого намека на ее мать или на
манеру, в которой она была порождена, в то время как большинство более поздних
традиций соглашается в заявлении, что она родилась от головы Зевса. Согласно
Гесиоду, Метис, первая жена Зевса, была матерью Афины, но когда Метис была
беременна ею, Зевс, по совету Геи и Урана, проглотил Метис, и впоследствии
родилась непосредственно Афина, которая возникала из его головы. Пиндар добавляет, что Гефастус расколол голову Зевса своим топором, и что
Афина возникала с могущественным военным криком. Другие говорят, что Прометей
или Гермес или Паламон помогали Зевсу в рождении Афины, и упоминали реку Тритон
как место, где данный случай произошел. Другие традиции говорят, что Афина возникала из головы Зевса в полной броне.
Все эти традиции, однако, согласны в одном, что Афина дочь Зевса; но есть еще
источники, что говорят, будто она дочь Палла, крылатого гиганта, которого она
впоследствии убила из-за его попытки нарушить ее целомудрие, кожу которого она
использовала как свою эгиду, и чьи крылья она прикрепила к своим собственным
ногам. Третья традиция несет нас в Ливию, и называет Афину дочерью Посейдона и
Тритонины. Афина, как говорит Геродот, в одном случае рассердилась на
своего отца и пошла к Зевсу, который сделал ее своей собственной дочерью. Этот
подход показывает более ясно, чем любой другой манеру, в которой подлинные и
древние греческие мифы были перенесены в Ливию, где они были впоследствии
расценены как греческие источники. В Ливии она, как также говорили, изобрела
флейту. Связь Афины с Тритоном и Тритониной вызвала впоследствии различные
догадки о ее месте рождения, так, чтобы везде, где была река или источник,
которые имеют подобное название, на острове Крит, Фессалии, Беотии, Аркадии, и
Египте, жители этих районов утверждали, что Афина родилась в их регионе. Эти
различные рассказы об Афине возникли, как в большинстве других случаев, от
местных легенд и от идентификаций греческой Афины с другими божествами. Общее
понятие, которое греки рассказывали о ней, и которое было наиболее широко
распространено в древнем мире, было то, что она была дочерью Зевса.
От этой фундаментальной идеи могут быть получены
различные аспекты, под которыми она появляется у древних авторов. Она, кажется,
была божеством этического характера, а не представителем специфической
физической власти, проявленной в природе; ее власть и мудрость появляются в
том, что она была протектором и оператором по созданию резервов государства и
социальных учреждений. Как протектор сельского хозяйства, Афина представлена
как изобретатель плуга и граблей: она создала оливковое дерево, самое большое
благословение Аттики, преподавала людям, как управлять хомутами на волах и
плугом, заботилась о размножении лошадей, и проинструктировала людей, как
приручить лошадей.